Подготовка к экзаменационному ответу

Если вы будете сильно волноваться, то для того, чтобы вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить контакт глаз с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) пред началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. 

Как лучше всего запоминать материал:

  1. Магическая семерка (если материала очень много, лучше разбить его на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи).
  2. Ищите связи (смысловые, структурные).
  3. Используйте ассоциации (основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале и основанные на привнесении извне в запоминаемый материал искусственных связей).
  4. Как повторять? (пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию).

Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более чем на 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова и стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной схеме. 

Когда идти отвечать?

Оптимальный вариант – идти четвертым – пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку (сорок-пятьдесят минут, пока будет готовиться вся пятерка, и еще столько же, пока будут отвечать первые три-четыре человека). Преподавательский стереотип – «сильные –  идут первыми».

Но, к концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить «отлично», задают меньше дополнительных вопросов.

 Подготовка к ответу:

  1. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться.
  2. Если вы взволнованы, то закройте глаза. Расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное.
  3. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него.
  4. Никогда не ходите отвечать с чистым листком.
  5. Несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
  6. Списывание со шпаргалки – чрезвычайно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходиться переписывать едва ли не каждое слово, то и дело, заглядывая в шпаргалку.
  7. Даже если вы отлично знаете вопрос, и составили только план ответа – все равно запишите несколько первых фраз. Это вам не помешает. Тем более, когда времени у вас еще остается предостаточно.
  8. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. 

Общие закономерности ответа на экзамене:

– Обеспечьте самые благоприятные условия для высказываний экзаменатора:

  * выдерживайте паузы,

  * используйте риторические вопросы,

  * при малейшей попытке преподавателя сказать что-либо, прекратите свой         ответ и внимательно выслушайте его. 

– Даже если какой-либо вопрос вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, логическими мостиками типа «Из этого следует, что…». Ясность ответа во многом определяется понятностью того, что вы говорите. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция сведут на нет все ваши знания. 

– Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему – рисуйте, не задумываясь. Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. 

– Нужно постоянно держать в голове нить ответа. Если во время изложения вопроса вы «вильнете» в сторону, а потом будете долго искать в своих записях продолжение текста, то впечатления от вашего ответа будут испорчены. 

– Повторяйте основные положения, не стесняйтесь. Кроме того, если вам уже нечего сказать, а экзаменатор явно ждет продолжения ответа, повторите другими словами уже высказанные мысли. 

– Приводимые примеры должны быть наглядными, могут использоваться следующие приемы (сравнение, метафоры, гипербола). 

– Используйте впечатляющие приемы, к которым можно отнести:

а) повторение («Никто, абсолютно никто не мог …»);

б) объяснение («Как показал эксперимент…»);

в) цитаты («Как говорил…»,  «Говоря слова…», «Если вспомнить высказывание…»);

– применяйте коммуникативные приемы:

а) прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (использование союзов «и», «а», «но». «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.);

б) сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»). Например: «Возьмем нашу экономику. Здесь, несомненно…»;

в) итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.);

г) предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что…, но…»), риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.). 

Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. 

Помните о Законе контраста: на фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше: если предыдущий учащийся отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то вы должны продемонстрировать прямо противоположный стиль ответа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *