Мастер производственного обучения

Квалификация: мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения должен уметь:

  1. Формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей по обучаемым специальностям, квалификациям и тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий по обучаемым профессиям.
  2. Разрабатывать учебно-программную документацию и при необходимости вносить коррективны.
  3. Осуществлять планирование производственного обучения: разрабатывать учебно-программную документацию по производственному обучению, в том числе производственной практике, осуществлять перспективно-тематическое и поурочное планирование.
  4. Составлять графики проведения производственного обучения, перечни учебно-производственных работ или месячные планы учебно-производственных работ.
  5. Подготавливать и проводить учебные занятия в производственных (учебно-производственных) мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, на учебных полигонах, в других структурных подразделениях учреждения образования, организациях в соответствии с расписанием занятий, а также дополнительные занятия и консультации.
  6. Осуществлять подготовку средств обучения (оборудования, приспособлений, инструмента, материалов и т.д.) для проведения учебных занятий.
  7. Осуществлять работу по подготовке и заключению договоров о взаимодействии учреждения образования с организацией-заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих, договоров об организации производственного обучения обучающихся, практики, работе по распределению, направлению на работу, трудоустройству и закреплению выпускников.
  8. Планировать и осуществлять совместно с куратором учебной группы педагогическую деятельность во внеурочное время, организовывать работу ученического самоуправления, проводить внеурочные мероприятия, обеспечивать выполнение обучающимися правил внутреннего распорядка.
  9. Вести документацию по планированию, учету и отчетности производственного обучения и анализу учебной и производственной деятельности;

Мастер производственного обучения должен знать:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, организации производственного обучения;
  2. Оборудование и правила его технической эксплуатации, современную технику и технологии производства;
  3. Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии;
  4. Вопросы формирования ученических коллективов и управления ими;
  5. Основы экономики и организации современного производства;
  6. Основы трудового законодательства;
  7. Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Профессионально значимы свойства и качества личности мастера производственного обучения:

  1. Психические и психофизиологические качества:

способность к сосредоточению, устойчивое внимание, четкое зрительное восприятие, оперативная и моторная память, наглядно-образное мышление, склонность и способность к аналитической деятельности, хорошая дикция, грамотная речь.

  • Социально-психологические качества:

Мастер производственного обучения должен:

быть способным к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям;

уметь работать в коллективе, решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения;

быть способным к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни;

соблюдать нормы здорового образа жизни.

Нравственные качества: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям), коммуникабельность, бесконфликтность.

Интеллектуальные свойства: наблюдательность, сосредоточенность, объективность, пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность, доказательность.

Эмоционально-волевые качества: уравновешенность и самообладание, упорство в преодолении возникающих трудностей, способность к длительному сохранению высокой активности, способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности

Тип профессии«Человек-человек»
Общая характеристика профессии
Место работыУчреждения, реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации, иные организации, осуществляющие подготовку кадров по профессиям рабочих. Мастера производственного обучения работают в сфере образования и востребованы в следующих направлениях: в учреждениях профессионального образования (профессиональных лицеях, колледжах); на учебно-производственных комбинатах; на станциях технического творчества; в школьных мастерских и кабинетах труда; в центрах досуга; в учебных центрах, на курсах профессионального обучения; на предприятиях швейной, пищевой, химической промышленности; на производстве.
Должностные обязанности (кратко)Разработка учебно-программной документации по производственному обучению, подготовка и проведение учебных занятий в учебно-производственных мастерских, осуществление материально-технической и методической подготовки к учебным занятиям, планирование и осуществление совместно с куратором учебной группы учебно-воспитательной работы во внеурочное время, участие в подготовке и оформлении договоров с организациями о подготовке рабочих (служащих), об организации производственного обучения и производственной практики, участие в профориентационной работе, участие в работе по распределению, трудоустройству и закреплению выпускников на рабочих местах.
Спрос на профессиюСпрос на рынке труда стабильный, трудоустройство проблем не вызывает.
Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении либо вне помещения. Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер производственного обучения постоянно общается со своими учащимися в процессе труда. В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть: ручные инструменты, механические, автоматические и компьютеры.
Содержание трудаМастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, и средствами обучения. Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
Основные требования к физическому состоянию организма работающегоНеобходимы устойчивая нервная система, умение контролировать свое поведение и эмоции. Мастер производственного обучения должен обладать способностью к сосредоточению, четким зрительным восприятием, высоким уровнем концентрации и распределения внимания, хорошо развитой долговременной памятью.
Требования к индивидуальным особенностям специалистаДля успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: интерес к технологиям; владение основами педагогического мастерства; точная мелкая моторика (ловкость и координация движений); выраженная склонность к работе в сфере общения; выраженная склонность к работе с техникой (для большинства профессий); склонность к управленческой работе; склонность к работе с информацией; активность и физическая подвижность; эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания  снижение остроты зрения и слуха; выраженные дефекты речи; вирусоносительство; хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания; заболевания опорно-двигательной системы; наличие алкогольной или наркотической зависимости; нервно-психические заболевания.
Профессиональные компетенцииКвалифицированный мастер производственного обучения должен знать: требования к организации учебно-производственной работы с ученическими коллективами; основы педагогики, психологии и воспитания учащихся; учебные программы по производственному обучению, методики производственного обучения, с учетом возраста учащихся; технологию учебного производства; оборудование и правила его технической эксплуатации; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите. Квалифицированный мастер производственного обучения должен уметь: работать с людьми, доходчиво, четко и ясно объяснять учебный материал; находить индивидуальный подход к разным ученикам; владеть навыками ручного труда, желательно в области нескольких смежных рабочих профессий; проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность; хорошо распределять и быстро переключать внимание; выявлять и устранять неполадки в технических устройствах; сохранять выдержку и самообладание, действовать уверенно в любых ситуациях, особенно во время практических занятий.
Пути получения профессии
Для профессии мастера производственного обучения не требуется получение высшего образования, достаточно начального или среднего профессионального образования определенного профиля, которые можно получить после окончания учреждение среднего профессионального образования (профильный колледж, лицей, училище). При желании мастер производственного обучения может закончить учреждение высшего профессионального образования.
Возможные пути построения карьеры.
Специализация и освоение смежных областей
Мастера производственного обучения чаще всего совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности. Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Управленческое карьерное развитие
Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению.
Организация собственного дела
Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель.
Родственные профессии
Учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учреждения образования. В зависимости от специальности, можно работать в производственном помещении либо вне помещения.

Требования к профессиональным компетенциям:

учебно-производственная:

использовать нормативные правовые акты в области профессионально-технического и среднего специального образования, трудового законодательства, охраны труда, охраны детства и защиты прав матери и ребенка;

проводить занятия в лабораториях и непосредственно на производстве;

выбирать оборудование, приспособления, инструменты, материалы и т. д. для проведения занятий;

использовать методику нормирования учебно-производственных работ;

вести учет посещаемости и успеваемости, осуществлять контроль качества работ, выполняемых обучающимися;

изучать и анализировать познавательные способности, мотивы и интересы личности в процессе формирования умений и навыков;

соблюдать требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности, санитарно-гигиенические требования при организации образовательного процесса, владеть методами и способами профилактики производственного травматизма;

использовать современные информационные технологии;

учебно-воспитательная:

владеть основами психологии и педагогики;

учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности организма человека;

учитывать специфику профессионального обучения взрослых, лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, включая обучение на дому;

осуществлять совместно с классным руководителем (куратором учебной группы) планирование учебно-воспитательной работы во внеурочное время, проводить внеаудиторные мероприятия, организовывать работу ученического самоуправления, обеспечивать выполнение обучающимися правил внутреннего распорядка;

применять различные методы, формы и средства вовлечения обучающихся в рационализаторскую работу, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции и т. п.;

внедрять основополагающие принципы здорового образа жизни и реализовывать их в профессиональной деятельности;

организовывать и проводить профориентационную работу, заключать договоры на подготовку рабочих (служащих), специалистов с организациями, договоры об организации производственного обучения и производственной практики, проводить работу по распределению, трудоустройству и закреплению выпускников;

учебно-методическая:

разрабатывать и корректировать учебно-программную документацию по производственному обучению, осуществлять перспективно-тематическое и поурочное планирование;

составлять перечни учебно-производственных работ;

разрабатывать и использовать учебные программы производственного обучения, владеть методикой производственного обучения в лабораториях и в условиях производства;

организовывать и проводить методическую работу;

использовать Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации», образовательные стандарты по специальностям профессионально-технического и среднего специального образования, квалификационные (тарифно-квалификационные) характеристики, учебные планы и учебные программы; коммуникативная:

использовать социально-психологические, экономические и организационно-распорядительные методы управления коллективом организации или ее структурного подразделения в области психологии личности и коллектива, правовых и этических норм делового общения;

ориентироваться в общих вопросах психологии и этики деловых отношений, поддерживать нормальные служебные взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, создавать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

стимулировать творческую инициативу;

участвовать в подборе, расстановке и обучении кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *